• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Двирник Е. В.: Проблема читателяв поэтическом и эпистолярном творчестве Е. А. Баратынского

    ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ И ЭПИСТОЛЯРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Е. А. БАРАТЫНСКОГО

    Двирник Е. В.,

    Казань

    1. На пути изучения проблемы читателя в творчестве Е. А. Баратынского встречается много затруднений: фактического материала очень мало - всего несколько статей, переписка поэта сохранилась плохо, письма разрознены, относятся к разным годам. Между тем, если сопоставить даже это небольшое критическое и эпистолярное наследие с художественными произведениями, то представляется возможным восстановить мысли поэта по данному вопросу.

    2. Проблемы читателя в творчестве Баратынского так или иначе касались в своих работах многие исследователи, однако она рассматривалась в основном в контексте литературно-критических взглядов писателя, нигде не являясь самостоятельным предметом исследования. В связи с этим, при наличии ряда существенных замечаний по данному вопросу, целостной картины воззрений Баратынского на своего читателя тем не менее нет.

    3. Первое, что следует отметить, обращаясь к данной проблеме, - это принадлежность Баратынского к определенному культурному кругу писателей - писателям-?аристократам? пушкинского круга. Этим писателям-дворянам в целом были свойственны схожие взгляды на искусство и культуру, в том числе и взгляды на читателя. В качестве основы, краеугольного камня их читательской концепции можно выделить два момента, вытекающих из общих взглядов на роль поэта и поэзии. Это представление о ведущей роли поэта как творца, как пророка, его роли учителя по отношению к публике; задача поэта - направлять публику. С этим связано деление публики на два лагеря: круг близких друзей, наделенных чаще всего поэтическим талантом и понимающих сокровенные мысли творца, и чернь, неспособную к постижению глубины творений поэтической мысли. В эстетике Баратынского присутствовали подобные взгляды на читателя, что и подтверждается при обращении к его поэтическому и эпистолярному творчеству. Однако, при общей схожести представлений писателей одного культурного круга о читателе, читательская концепция Баратынского имеет индивидуальные черты.

    себе, к своим стихам, которые постоянно подвергались доработке, отделке. Причиной тому являлась его творческая цель - стремление воплотить в своих стихах величайшее духовное содержание - полноту истины, ?красоту правды?. Отсюда вытекают два следствия: с одной стороны, невозможность потворствовать вкусам публики - современники, в том числе Пушкин, неоднократно отмечали творческую независимость Баратынского; с другой - сильнейшая потребность в читателе как в судье своих произведений, необходимость внешнего отклика, ибо ?поэты по большей части дурные судьи своих произведений?. Известно, что Баратынский не любил печатать своих стихов, прежде чем они не были оценены его близкими друзьями. Именно в друзьях - Дельвиге, Плетневе, Киреевском, Вяземском - персонифицируется для поэта его читатель-друг, читатель-адресат.

    5. Такая двойственность поэтической позиции в реальности имела трагические последствия - интеллектуальная, философская Муза Баратынского не была высоко оценена современной ему широкой публикой. Ощущение трагически одинокой участи поэта особенно усиливается в стихотворениях, входящих в его последний сборник "Сумерки".

    Раздел сайта: