• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Дюрдеева Л. Ю.: "Бал" Е. А. Баратынского и драма М. Ю. Лермонтова "Маскарад".

    "БАЛ" Е. А. БАРАТЫНСКОГО И ДРАМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА "МАСКАРАД"

    Дюрдеева Л. Ю.,

    Казань

    Большое значение для исследования творческих связей М. Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского имеют типологические особенности их поэзии. Родственность лирических героев (человек трагической судьбы), разработка в творчестве общих тем и мотивов: земли и неба, смерти, трагического разлада между идеалом и действительностью, столкновение человека с враждебной судьбой, "самовластным роком"; личное знакомство поэтов.

    Значительное место в творчестве Баратынского занимает нравственная и философская проблематика, он стремится показать раздвоенность, внутреннюю противоречивость человеческой природы, в его поэмах бытовой план переплетается с философским. Все это близко и творчеству Лермонтова.

    Несмотря на творческие связи Лермонтова и Баратынского, между ними обнаруживаются существенные различия. Лермонтовской жажде действия противопоставлены эмоциональная сдержанность, "спасительность" бездействия у Баратынского. Общий для Лермонтова и Баратынского конфликт с современным обществом приобретает различное разрешение: у Лермонтова это полемично-психологические отношения, а у Баратынского - разлад как полная безответность, "глухота" мира.

    В 1820-30-е годы рядом с романтической поэмой возник и начал развиваться жанр стихотворной повести. В литературе ХIХ в. этот жанр был представлен "Графом Нулиным" Пушкина и "Балом" Баратынского. "Бал" - бытовая, но трагическая, философская повесть, это соединение "метафизики и поэзии".

    "Бал" - трагедия личности, раздираемой непреодолимыми страстями на глазах у равнодушного "света".

    "Маскарад" Лермонтова - романтическая драма, вершина его драматургии. Художественное содержание ее многослойно: оно представляет собой совмещение разных планов - от бытового, конкретно социального до философского. В пьесе широко отражены черты великосветского быта. Название драмы звучит символично: вся жизнь "большого света" - это маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешней благопристойности скрывается порок.

    столкновения человека с враждебной судьбой, роком, решая их в бытовом плане. В этом прослеживается связь с достижениями русской и западноевропейской литературы (Грибоедов, Шиллер, Шекспир). Общность в построении сюжета (в основе его - любовная интрига), в романтической заостренности отдельных черт характера героев: роковые заблуждения, порывы к действию, бурные страсти, трагическое разрешение конфликта героя с собой и обществом, как правило, враждебным ему.

    Близость произведений подчеркивает и наличие ряда общих деталей: героиня Нина, интрига, основанная на ревности, письмо-сообщение об измене, бал - место действия, яд, купленный на "черный" день, и т. д.

    Композиция представляет собой замкнутый круг, из которого герои не могут вырваться (бал-интрига-бал-смерть; маскарад-интрига-маскарад-смерть).

    Система образов построена по признаку единства и контраста героя и общества. Герой (героиня), разочарованные в любви прежде и познавшие ее теперь, страстные, способные на безрассудные поступки, и светское общество, бесчувственное к страданиям людей.

    Мотив смерти, фатальности происходящего воплощается в мести, которая принимает различные формы ("Бал" - самоубийство, "Маскарад" - убийство и "самоубийство").

    "трагедией гордого ума", его жизненной позицией (герой восстает против самого себя и против общества). Трагический конец Нины ("Бал") - это личное желание отомстить изменнику и невозможность пережить крушение любовных идеалов.

    "Маскарада" - в сложном и тонком проникновении романтического и реалистического планов изображения. Своеобразие стиля Баратынского - в присутствии авторской иронии в обрисовке "света" и смерти героини, что снижает накал страстей и смягчает трагизм ситуации, придавая ей банальный бытовой характер.

    Таким образом, характер героев, суть их конфликта с жизнью и окружающими, сосредоточенность на душевных переживаниях персонажей, способ разрешения конфликта - это черты, общие для произведений Баратынского и Лермонтова, подчеркивающие их романтический характер.

    Раздел сайта: