• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Купреянова Е. Баратынский тридцатых годов
    Сноски

    Сноски

    1 Автограф письма в Мурановском музее. Напечатано с пропусками в Собраниях сочинений Баратынского 1869 и 1884 гг.

    2 Автограф письма в архиве Пушк. Дома Акад. Наук. Цитируемый отрывок напечатан в Акад. изд. Собрания сочинений Баратынского. 1915, т. I, стр. LXIII — LXIV.

    3 Баратынский, Собр. соч., 1884, стр. 527.

    4 Там же, стр. 526.

    5. Там же, стр. 530.

    6 «Московский Вестник», 1828, № 1, стр. 70 — 71; см. Вводное примечание к разделу стихотворений Сборника 1827 г.

    7 Пушкин и его современники, вып. XIX — XX, стр. 80.

    8 Пушкин, Переписка, Пб., 1906, т. I, стр. 316.

    9 Баратынский, Собр. соч., 1884, стр. 531 — 532.

    10 «Старина и Новизна», вып. 5, стр. 47.

    11 «Литературное наследство», № 16 — 18, 1935, стр. 742.

    12 «Татевский Сборник», 1899, стр. 6.

    13 «Русский Архив», 1909, № 8, стр. 570.

    15 Там же, стр. 124 — 125.

    16 Там же, кн. III (VI), стр. 152 — 153.

    17 Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. II, стр. 327.

    18 Там же, стр. 364.

    «Татевский Сборник», 1899, стр. 48.

    21 Там же, стр. 29.

    22 Там же, стр. 24.

    23 «Татевский Сборник», 1899, стр. 41 — 42.

    25 И. Киреевский, Собр. соч., пол ред. М. Гершензона, 1911, т, II, стр. 29.

    26 См. «Татевский Сборник», 1899, стр. 29.

    27 «Обозрение русской словесности за 1829 год». Собрание сочинений И. Киреевского, под ред. Гершензона, т. II, стр. 39.

    28 «Татевский Сборник», стр. 37.

    «Голос Минувшего», 1914, № 7, стр. 221.

    30 «Татевский Сборник», стр. 34.

    31 Там же, стр. 29.

    32Там же, стр. 40.

    33 «Старина и Новизна», вып. 5, стр. 53.

    «Татевский Сборник», стр. 47 — 48.

    35 Там же.

    36 «Татевский Сборник», стр. 40.

    37 Там же, стр. 42.

    38 «Петербургские Сенатские Ведомости о запрещениях а разрешениях на имения», 1834, № 18, май, стр. 1022.

    40 Дата устанавливается следующим образом: в 1829 году, по случаю отъезда Свербеевых за границу, Баратынский обращается к Е. А. Свербеевой с стихотворением «В альбом отъезжающей». В декабре же 1830 г. Баратынский писал Свербееву: «Поверьте, что, к сожалению, недолговременное наше знакомство и во мне оставило неизгладимое впечатление». Характер этого знакомства рисует замечание Баратынского в том же письме: «Мы с вами имели много политических прений, желал бы очень их возобновить, тем более, что, размышляя наедине, я оставил многие из своих мнений для ваших» («Московский пушкинист», 1930, вып. 2, стр. 59 — 61).

    «Вестник Всемирной Истории», 1900, № 6, стр. 85.

    42 «Русская Старина», 1898, ноябрь, стр. 317.

    43 «Старина и Новизна», вып. 5, стр. 54.

    45 «Русская Старина», 1898, ноябрь, стр. 314.

    46 «Былое и думы», ч. I, гл. VIII.

    47 Н. Вяземский, Старая записная книжка. Собр. соч., т. VII, стр. 289.

    48 «Татевский Сборник», стр. 23.

    «Горе от ума на московском театре», «Европеец», 1832, № 1, стр. 136 — 137.

    50 «Записки», Берлин, 1884, стр. 54 — 55.

    51 Вяземский, Старая записная книжка. Собр. соч., т. VIII, стр. 289 — 290.

    52 Там же.

    53 «Жизнь и труды Погодина», т. IV, стр. 229.

    «Московского Наблюдатели» (1835 — 1837) и его историю см. в печатающейся работе И. И. Мордовченко «Гоголь и журналистика 1835 — 1836 годов», в «Гоголевском Сборнике» Акад. Наук СССР.

    55 «Жизнь в труды Погодина», т. IV, стр. 230.

    56 П. Чаадаев, Сочинения и Письма, под ред. М. Гершензона, 1933, т. I, стр. 168; письмо на французском языке, русский перевод там же, т. II, стр. 184. Ответ Шеллинга см. там же, т. I, стр. 383.

    57 Любопытно, что Шевырев, встретившийся с Шеллингом в 1839 г., имел с ним беседу, точно повторяющую содержание писем, которыми Шеллинг обменялся с Чаадаевым в 1833 г. «В будущем году, — сообщил Шевырев, описывая свою встречу с Шеллингом: — ... он обещает выдать свой труд непременно. Я говорил ему о том ожидании, в каком находится все поколение, воспитанное под влиянием его философии и дошедшее с ним по какому-то предчувствию до великой задачи: необходимого примирения философии с религией. Он был чувствителен к словам моим и сказал мне с сильным чувством самоубеждения: «Я уверен, что русские друзья мои будут мною довольны» («Журн. М. Н. Н.», 1840, ч. XXV, отд. IV, стр. 3).

    58 «День», 1862, № 40, стр. 3.

    «Теория поэзии» (1836 г.). Излагая развитие философской мысли в Германии, Шевырев писал: «Прежний Шеллинг в лице Гегеля продолжал свое стремление и достиг до нелепой крайности, осмеянный самими немцами, обоготворил самого себя и поклонился самому себе. Но в лице нового Шеллинга титан философии германской, утомленный блужданием в беспочвенной области умозрения, измученный неудовлетворительными порывами знания, с раскаянием повергся у престола веры, признал бессилие человеческой мысли и подчинил философию откровению, откуда только может она воспринять и свет и силу» (стр. 224).

    60 См. С. Шевырев, История поэзии. М., 1835, стр. 128 — 129.

    61 Переписка Грота с Плетневым, т. II, стр. 323.

    63 «Остафьевский Архив», Пб., 1899, т. III, стр. 336.

    65 «Русский Архив», 1878, т. II, стр. 88.

    66 Чаадаев, Сочинения и Письма, под ред. М. Гершензона, т. II. стр. 213.

    67 Ср. у Н. Котляревского: «В стихах Баратынского нет отзвука на события того времени, когда они родились... Его поэзия — искренняя исповедь вполне самобытного художника-мыслителя, который смотрел на жизнь и человека взглядом необычайно субъективным...» («Литературные направления Александровской эпохи», 1913, стр. 237 — 238).

    68Автограф письма в Публичной библиотеке им. В. И. Ленина, лист 330, оборот, и лист 331.

    «Московский Наблюдатель» 1837, ч. XII, стр. 319 — 324.

    70 Стороженко, Фамильный архив, Киев, 1907, т. III, стр. 59 — 65.

    71 Письма были любезно предоставлены нам Н. И. Тютчевым.

    72 Ныне подмосковный музей Баратынских-Тютчевых-Аксаковых, в сорока пяти верстах от Москвы, Ашукинская платформа Северной железной дороги.

    73 Не случайно, что именно к 1837 г. восходит первое свидетельство о запоях Баратынского, пугавших близких ему людей и продолжавшихся, повидимому, до конца его жизни. Е. М. Хомякова в письме к М. П. Бестужевой от 22 Февраля 1837 г. писала: «Вообразите, душа моя, что Баратынский стал ужасно пить. На-днях Алексей (Хомяков. — Е. К.) нашел его дома пьяным; ужасно жаль восемь человек детей» («Искусство, 1928, т. IV, кн. I — II, стр. 168). Ср. с этим слова Некрасова в письме к И. С. Тургеневу от 6 ноября 1855 г.: «Получил письмо от Вас. Петр. Боткина, который говорит, что Баратынский был пьяница, стихов которого печатать не стоило» («Звезда», 1928. № 8, стр. 113).

    «Татевского Архива Рачинских», под ред. Ю. Н. Верховского, 1916, стр. 49. Письмо на французском языке.

    75 Баратынский, Собр. соч., 1884, стр. 512.

    76 Московский генерал-губернатор.

    77 Ответ публичной библиотеки за 1889 год. Приложения, стр. 45.

    78 Автограф письма в Пушк. Доме Акад. Наук, в архиве П. А. Плетнева.

    «Татевского Архива», под ред. Ю. Верховского, 1916, стр. 64. Интерес к Бальзаку стоит у Баратынского в связи с упорно намечавшейся в его творчестве тенденцией к реалистическому повествованию. Ведя свое начало от «Эды» и сильно сказавшись в «Бале», эта тенденция наибольшей отчетливости достигла в «Наложнице». Неуспех «Наложницы» надолго заставил Баратынского отказаться от дальнейших попыток в этом роде. Цитируемое письмо 1842 года к матери, равно как и стихотворение примерно того же времени «Благословен святое возвестивший» свидетельствуют, однако, что интерес к проблеме реалистического повествования, в духе реалистических повестей Бальзака, не покидал Баратынского до самого конца его жизни. Не имея возможности останавливаться здесь на этом вопросе детальнее, отметим лишь, что в кругу Баратынского 30-х годов Бальзак пользовался большой популярностью и интерпретировался как чрезвычайно близкий зтому кругу в своих литературно-общественных тенденциях писатель. В частности Шевырев пропагандировал Бальзака как создателя «светской повести», «совершенно нового типа словесности», типа, «отвечающего духу времени», этот «листок из вседневной нашей жизни, род литературного дагеротипа, в котором всякая подробность отмечена ярко и для которой камер-обскурою служит психологическое познание нравов французских и сердца человеческого» («Москвитянин», 1841, т. I, стр. 361. «Визит к Бальзаку». Ср. с этим высказывания Шевырева о «Миргороде» Гоголя — «Московский Наблюдатель», 1835, март, кн. II, стр. 396 — 411). в то же время в пределах этого же круга существовала тенденция к установлению каких-то аналогий между Бальзаком и Баратынским. След этого находим в написанной по информации Н. Мельгунова книге Кенига «Literarische Bilder aus Russland», 1837, где Баратынский прямо назван русским Бальзаком в стихах (русский перевод «Очерки русской литературы», 1862, стр. 119). Правда, сам Мельгунов не соглашался с прямолинейностью формулировки Кенига, хотя и не отрицал ее по существу, ограничившись замечанием: «это не совсем то, что я ему говорил», и настаивал прежде всего на «философском значении» лирики Баратынского (см. выше). Кениг, равно как и в свое время Киреевский (см. письмо к Пушкину 1832 года — Шляпкин, Из неизданных бумаг Пушкина, Пб., стр. 165), отмечал в Баратынском дар психологического анализа, дар проникновения в душу каждого явления, способность к «миниатюрному изображению души человеческой» и именно на этой основе сближал его с Бальзаком, отмечая у последнего аналогичные свойства, занятые им «у высших слоев общества» (ср. с этим вышеприведенный отзыв Шевырева о Бальзаке).

    80 Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. VII, стр. 356.

    81 Баратынский, Собр. соч., 1884, стр. 539. Письмо Путяте из Лейпцига, 1843 г.

    82 Баратынский, Собр. соч., 1869, стр. 513.

    — Ультрамонтанство — крайняя форма клерикальной политической реакции; под лозунгом укрепления власти папы ультрамонтанты вели борьбу против завоеваний революции, за восстановление старого порядка.

    — 543.

    85 Баратынский, Собр. Соч., 1884, стр. 545.

    86 Там же, стр. 543 — 544.

    87 «Русская Старина», 1890, октябрь, стр. 12. См. здесь же стихотворение Сатина «Памяти Баратынского».

    88 Е. Бобров, Дела и люди, Юрьев, 1907, стр. 171.

    90 Там же, стр. 536.

    91 Помимо этого, Головин поместил в «Journal des Débats» статью, посвященную смерти Баратынского. Номер со статьей Головина был запрещен в России цензурой.

    92 Баратынский, Собр. соч., 1884, стр. 547.

    93 Там же, стр. 548.

    95 Автограф письма в Мурановском Архиве.

    96 «Остафьевский Архив», т. IV, стр. 297. Как видно из цитированного письма Анастасии Львовны, кровопускание, вначале отклоненное Баратынским, было сделано, но слишком поздно.

    97 «Переписка Грота с Плетневым», т. II, стр. 542.

    98 «Северная Пчела», 1844, № 184.

    «Библиотека для чтения», 1844, т. LXVI, отд. V, стр. 1 — 22.

    100 «Отечественные Записки», 1844, т. XXXVII, отд. V, стр. 83 — 104.

    101 Белинский, Собр. соч., под ред. Венгерова, т. IX, 1910, стр. 96 — 97.

    102 «Современник», 1884, т. XXXV, № 9. стр. 298 — 329.

    103 «Переписка Грота с Плетневым», т. II, стр. 323.

    «Москвитянин», 1845, № 1, Библиография, стр. 2 — 3.

    105 Гоголь, В чем же наконец существо русской поэзии, 1846. Собр.. соч., изд. 10, т. IV, М., 1889, стр. 187.

    Раздел сайта: