• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Курочкина-Лезина А. В.: Философия смерти в эсхатологической лирике Е.. Боратынского

    ФИЛОСОФИЯ СМЕРТИ В ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИРИКЕ Е. А. БОРАТЫНСКОГО

    Курочкина-Лезина А. В.,

    Нижний Новгород

    Внимание поэта к теме смерти отмечено многими исследователями творчества Боратынского, но эта проблема далеко не исчерпана. Изображение феномена смерти отличает уникальность поэтической мысли и неповторимая сила лирических переживаний. На протяжении всей творческой жизни поэт размышляет о непостижимости смерти. Однако в поздний период творчества (традиционно в творчестве Боратынского выделяются два периода - ранний - 20-е годы и поздний - 30-е) эта тема становится ведущей.

    Поэтические открытия, связанные с феноменом смерти, проявились в стихах: "Дельвигу" (1821), "Н. И. Гнедичу" (1823), "Последняя смерть" (1827), "Смерть" (1828), "На смерть Гете" (1832), "Отрывок" (1829), "Последний поэт" (1835), "Осень" (1837), "На что вы, дни! Юдольный мир явленья..." (1840). Основное внимание сосредоточено на стихах второго периода творчества. Однако, для того чтобы выявить философский генезис зрелого Боратынского, следует обратить внимание на стихи первого периода ("Дельвигу" и "Н. И. Гнедичу").

    Все эти поэтические шедевры в большей или меньшей степени пронизаны эсхатологическими мотивами. Эсхатологическая тема - одна из составляющих поэтической философии Боратынского. Стихи, посвященные этой теме, можно объединить в своеобразный лирико-философский цикл. Центральное место в нем занимает стихотворение "Последняя смерть". В нем Боратынский осмысляет космологические проблемы - обреченность всего высокого и прекрасного, гибель мира, конец света. Они не были философско-поэтическим открытием Боратынского, но их художественная трактовка отмечена новаторскими чертами. Гибнет мир, гибнет цивилизация, но поэт рассматривает это не как наказание за грехи, не как результат космической катастрофы, а как следствие внутренних причин - нарушение гармонии между умственным, телесным и духовным началами в человеке. Поэтому всеобщая гибель - результат естественного закона, и смерть человечества неотвратима. Поэт наблюдает привидевшуюся ему "последнюю судьбу всего живого". Перед ним "видения бегут со всех сторон". Человек покорил природу и добился полного благоденствия: "Все на земле движением дышало, / Все на земле как будто ликовало". Но промелькнули столетия, и "Яснеть очам моим / Видение другое начинало...". "Телесная природа" человека покорила его "умственную природу". Это явилось причиной вымирания, гибели. В третьем видении поэту открылась "ужасная картина": "Ходила смерть по суше, по водам, / Свершалася живущего судьбина". В последней строфе - горький вывод и трагическое пророчество: "державная природа" величественна и прекрасна, но некому любить, воспевать и созерцать эту красоту. Земля обезлюдела. Это стихотворение - "пророческий бред" о грядущей истории человечества. Боратынский выступает в нем не только философским поэтом, но и поэтом историко-философическим. Оно звучало как предупреждение человечеству.

    В стихотворении "Смерть" представлен другой поэтический образ смерти. Он тесно связан с поэтической философией любомудров и натурфилософией Шеллинга. Боратынский трансформирует и традиционную романтическую ситуацию, и традиционный романтический образ. Смерть в его трактовке "не дщерь тьмы с губящей косой в руке", она - "дочь верховного Эфира" с "оливой мира" в руке. Она олицетворяет собой упорядывающее и организующее начало. Эта мысль наметилась еще в раннем стихотворении "Дельвигу". Человеку враждебна не смерть, а "условный дар скупого неба", судьба, жизнь. В стихотворении "Смерть" эта мысль достигает логического завершения и поражает совершенно оригинальной трактовкой - смерть как носительница меры и гармонии.

    Проблема смерти рассматривалась Боратынским многоаспектно, она соотносится с проблемой целесообразности мироустройства. Это проявилось в стихотворении "Отрывок", где проблема смерти получает выдающееся художественное воплощение.

    "На что вы, дни! Юдольный мир явленья...". В этом стихотворении мир статичен, человек беспомощен, его душа и тело несовместимы, отчуждены. Жизнь бедна, человеческие возможности ничтожны, да и они "без нужды". К такому трагическому выводу приходит лирический герой. Это стихотворение - одно из самых пессимистических, оно об умирании заживо.

    феномене смерти природно-телесную проявленность бытия и существования.

    Раздел сайта: