• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • Манаенкова Е. Ф.: Проблемы бытия в поэзии Е. А. Боратынского 30-х гг.

    ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ В ПОЭЗИИ Е. А. БОРАТЫНСКОГО 30-Х ГОДОВ

    Манаенкова Е. Ф.,

    Волгоград

    "Гамлетовские" раздумья, связанные с коренными проблемами бытия, в начале 30-х годов в творчестве Боратынского заметно углубляются. Проследим это на примере трех стихотворений, написанных поэтом в 1832 году.

    "Наслаждайтесь, все проходит". Но не является ли это стихотворение свидетельством того, что в лирике Боратынского возродились эпикурейские мотивы 20-х годов" Нет, уже в сочетании слов "благой рок" виден целый переворот в мироощущении автора.

    В раннем творчестве поэта рок - это злая, враждебная сила, противостоящая человеку ("рок-губитель", "рок гневный", "рок суровый" и т. д.). Здесь иначе. Рок может быть и благим, и строгим. Постоянно в нем лишь отсутствие постоянства. Он своенравен, чужд долгого пристрастья, приводит и к утехам, и к бедам. Поэтому, если выпали часы счастья, их нужно ловить на лету, ведь часы эти - ненадежны.

    В поэтической структуре стихотворения обращает на себя внимание ее симметрия: 16 строк делятся на два восьмистишия. Первое обращено к тем, "чья жизнь полна красы", второе - к тем, кто бедствует. Предостерегая первых и утешая вторых, поэт говорит об изменчивости всего земного, о преходящем характере как бед, так и радостей жизни:

    Наслаждайтесь: все проходит!

    ..................................

    Симметрия проявляется и в однотипном начале двух частей, и в характерных парах однородных членов ("то благой, то строгий", "к утехам и к бедам", "и веселью и печали"). Думается, что этой симметрией поэт отразил мысль о равенстве обоих жребиев: счастливцы рискуют утратить счастье, несчастные могут его обрести. Более того, сама "суровая беда" может неожиданно привести к счастью.

    Те же мысли об изменчивости рока высказаны Боратынским в стихотворении "Мадона". Заметим, что в обоих произведениях поэт осуждает ропот. Однако это совсем не следует понимать как призыв к смирению. Напротив, Боратынский противопоставляет бессмысленному ропоту надежду, что все изменится. Так и происходит в сюжете "Мадоны": меняется к лучшему "доля крутая" обитателей "убогой лачужки".

    Если бы стихотворение "К чему невольнику мечтания свободы"" заканчивалось строкой "И будет счастлива, спокойна наша доля", его толкование вряд ли могло вызвать разногласие. Нужно покориться своему уделу, смирить "мятежные мечты", согласить "свои желания со жребием своим".

    Но стихотворение здесь не заканчивается. Эта часть всего лишь интродукция, подступ к последним 5 стихам, заключающим основную мысль поэта. Здесь Боратынский прибегает к своеобразному ритмическому приему. В стихотворении использована парная рифма. Мысль о бесполезности мечтаний поэт обрывает на нечетной строке. Рифма к ее последнему слову не прозвучала. Как известно, ожидание рифмы - одна из специфических черт ритмики поэтического произведения. И если произведение окончилось на строке, рифма к которой ожидается, то это влияет на величину паузы, изменяет ее, делает ожидание рифмы более напряженным, подчеркивает важность того "но", которое должно последовать. (Боратынский охотно прибегал к этому приему. См., например, стихотворения: "Гнедичу, который советовал сочинителю писать сатиры", "Муза" и др.).

    "Безумцем" называет Боратынский своего воображаемого оппонента, утверждающего, что невольнику не нужны "страсти" - мечтания о свободе, или, как они названы еще яснее, "мятежные мечты". Объективный закон, утверждает поэт, предполагает не только смирение и покорность, но и проявление индивидуальной воли. Именно "вышней волей" даруются человеку страсти. (Другой вопрос, если судьба становится тесной для этих страстей).

    Раздел сайта: