• Приглашаем посетить наш сайт
    Львов Н.А. (lvov.lit-info.ru)
  • Семенко И. М.: Баратынский. Поэты пушкинской поры.
    Сноски

    Страница: 1 2 3
    Сноски

    Сноски

    1. Письмо от 9 мая 1825 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 16-ти томах, т. XIII, стр. 169.

    3. П. П. Филиппович, Жизнь и творчество Е. А. Баратынского, Киев, 1917, стр. 39.

    4. «Щукинский сборник», т. IV, стр. 108.

    5. См. нашу заметку «Письма Пушкина» в издании: А. С. Пушкин, Собр. соч., т. IX, Гослитиздат, М. 1962, стр. 403—404.

    6. Письмо И. В. Киреевскому 1831 г. — В кн.: «Татевский сборник С. А. Рачинского», СПб. 1899, стр. 13.

    «Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым». т. III, СПб. 1896, стр. 400.

    8. «Воспоминания В. Эртеля». — «Русский альманах на 1832—1833 годы», стр. 283.

    9. «Он образовался в беспокойные времена междуусобий Карамзина с Шишковым, и военный дух не покидает его и ныне» (Письмо И. И. Козлову от апреля 1825 г. — Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, Гослитиздат, М. 1951, стр. 482).

    10. Письмо Рылеева Дельвигу от 5 октября 1825 г.

    11. «Гамлет-Баратынский» — так называл поэта Пушкин.

    13. О поэмах Баратынского см. К. В. Пигарев, Е. А. Баратынский. — В кн.: Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 15—19; И. Тойбин, Поэма Баратынского «Эда». — «Русская литература», 1963, № 2.

    14. О ранней лирике Баратынского см. И. Н. Медведева, Ранний Баратынский. — В кн.: Е. А. Баратынский, Полн. собр. стихотворений, т. I, «Советский писатель», М.—Л. 1936; И. Л. Альми, Элегии Баратынского 1819—1824 годов. — «Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена», т. 219, Л. 1961.

    15. См. в кн.: А. С. Пушкин, Письма, под ред. Б. Л. Модзалевского, т. II, Госиздат, М.—Л. 1928, стр. 360.

    16. Это отмечали: Ю. Айхенвальд, Силуэты русских писателей, изд. 4-е, «Мир», М. 1914, стр. 121; П. П. Филиппович, Жизнь и творчество Е. А. Баратынского, стр. 187—188; И. М. Тойбин, Об особенностях общественно-литературной позиции раннего Баратынского. — «Филологические науки», 1961, № 2, стр. 107.

    — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 16-ти томах, т. XIII, стр. 140.

    18. О «детерминированности личности» и «силе законов судьбы» у Баратынского пишет И. М. Тойбин («Об особенностях общественно-литературной позиции раннего Баратынского». — «Филологические науки», 1961, № 2, стр. 106).

    19. Письмо А. А. Бестужеву от 12 января 1824 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 78.

    20. Л. Я. Гинзбург, О лирике, стр. 72—73.

    21. В «Черной шали» Пушкина (1820) — «Когда легковерен и молод я был»; в стихотворении «Когда в объятия мои...» (1830) — «ласки легковерных дев».

    «Под небом голубым...» несколько необычно в лирике Пушкина (этим подтверждается связь его замысла с «Признанием») Тот же мотив (связанный с тем же, кстати, лицом, — А. Ризнич) в более поздних стихах изменен (верность прошлому чувству и непоколебимая реальность прошлого в стихотворениях «Для берегов отчизны дальной...» и «Заклинание»).

    23. Частицу «не» Баратынский охотно использует и для противопоставления, заключенного в одном только слове: «Храни свое неопасенье, свою неопытность лелей»; «лица необщим выраженьем» и т. д.

    24. П. А. Плетнев, Соч., т. 1, СПб. 1888, стр. 305.

    25. Значение эпитетов у Баратынского подчеркивает Е. Н. Купреянова во вступительной статье к «Стихотворениям» Баратынского («Советский писатель», 1957, стр. 19 и др.).

    26. См. письмо Баратынского И. И. Козлову от апреля 1825 г. — Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 481, и «Европеец», 1832, ч. I, № 2, стр. 261.

    «О, верь, ты, нежная, дороже славы мне..» «Своенравное прозванье» и др.).

    28. Поэма «Пиры», рисующая Баратынского апологетом иных — эпикурейских — воззрений, написана в 1820 году — прежде его элегии разочарования.

    29. См. указанные выше работы этих авторов, а также: В. Муравьев, Баратынский и пушкинская плеяда. — «Наступление», 1935, № 2, Смоленск, стр. 64—88.

    30. См. статью И. Л. Альми, Идейно-творческие искания Е. А. Баратынского конца двадцатых — первой половины тридцатых годов XIX века. — «Историко-литературный сборник», Л. 1966.

    31. См. П. А. Плетнев, Соч., т. I, СПб. 1888, стр. 305.

    «Баратынский тридцатых годов». — В кн.: Е. А. Баратынский, Полн. собр. стихотворений, т. I, Л. 1936.

    33. Е. А. Баратынский, Полн. собр. соч., т. I, СПб. 1914, стр. XII.

    34. Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 486.

    35. Мы отсылаем читателя к главе «Поэзия мысли» книги Л. Я. Гинзбург «О лирике».

    36. Белинский писал о стихотворениях Баратынского, помещенных в сборнике 1835 г.: «Ни одно из них не западет вам в душу, не взволнует ее могущею мыслию...» — В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. I, стр. 325.

    — Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 529. Курсивом — из «Слова Феофана Прокоповича на погребение Петра Великого». См. также стр. 526.

    38. См. «Московский вестник», 1828, № 1, стр. 71.

    39. «Московский наблюдатель», 1837, ч. XII, стр. 324.

    40. Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 520.

    41. На заимствование поэтом у И. Киреевского слова «соразмерности» (во множественном числе) в качестве философского термина указал Д. Мирский См. его статью «Баратынский» в кн.: Е. А. Баратынский, Полн. собр. стихотворений, т. I, Л. 1936.

    «Видение» (опубликовано в 1829 г.), «Как океан объемлет шар земной...» (опубликовано под заглавием «Сны» в 1830 г.), «О чем ты воешь, ветр ночной...» (1836).

    43. Метафора «волн видений» есть в поэме Байрона «Сон» (1816). Разумеется, там она не развернута в образе стихии, родственной душе.

    44. Тютчевское «Видение» опубликовано в 1829 г.; «Как океан...» — в 1830 г.; «О чем ты воешь, ветр ночной...» — в 1836 г. Даты написания всех этих стихотворений, к сожалению, неизвестны. Впрочем, дело и не в датах, а в явственной близости тематики, имеющей общие истоки.

    45. «Московский вестник», 1828, № 2, стр. 192.

    46. Это мнение повторено и Н. А. Полевым в «Московском телеграфе» (1828, № I, стр. 125).

    «Из истории русского идеализма», М. 1913, стр. 188. Между прочим, у Одоевского есть и рассуждения о «периодах» жизни Земли и человечества, соотнесенных между собой: «В восходящем периоде Земли поколения умнеют, в нисходящем — глупеют, в конце — ожидает ничтожество» (там же, стр. 482).

    48. Ю. Айхенвальд, Силуэты русских писателей, «Мир», М. 1914, стр. 123—125.

    49. См. Е. А. Баратынский, Стихотворения, М. 1957, стр. 368—369.

    50. Письмо от первой половины декабря 1825 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 16-ти томах, т. XIII, стр. 253.

    51. П. Н. Сакулин, Из истории русского идеализма, М. 1913, стр. 129.

    «О лирике», стр. 83—88).

    53. Это слово — phénomène — фигурирует в переводе Баратынским собственной элегии на французский язык.

    54. По древнегреческому преданию — сыновья царя Эдипа, погибшие в братоубийственной борьбе за власть.

    55. У Новалиса в его «Гимнах ночи» и некоторых других произведениях есть, наоборот, прославление смерти как наиболее значительного «события» жизни человека.

    56. Так считали Н. Котляревский («Вестник Европы», 1895, № 7, стр. 200), Е. Жураковский («Пушкинский сборник», М. 1900, стр. 298).

    «Сумерки» построен не хронологически.

    58. Баратынский, современник «Кьеркегора (с философией которого он, разумеется, вряд ли успел познакомиться), с известными оговорками может рассматриваться как предшественник экзистенциализма в поэзии.

    59. Символический образ звезды имел традицию в метафорах типа «звезда души» и т. п.; метафора эта сближала «душу» и «звезду» (Кюхельбекер в «На смерть Байрона», Хомяков в «Мечте» — «И звезды лучшие срываются с небес»).

    60. См. Е. А. Баратынский, Стихотворения, под ред. И. Медведевой, Гослитиздат, М. 1945.

    61. Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 527.

    «Смерть Байрона» — ода. Соответственно, к олицетворениям Кюхельбекера относится все то, что выше говорилось об олицетворениях классицизма. Характерны тут же риторические строки о парящем в небесах «великане»: «Я зрю блестящее виденье...» и т. д.

    63. Мы считаем очень плодотворным теоретический ход мысли Л. Я. Гинзбург («О лирике», стр. 82) о своеобразной персонификации в «Осени» падающей звезды. Но все же звезда не превращается, нам кажется, в некое «особое существо, отчаянно страдающее». Она — звезда, а не «существо», но все дело в том, что она реальна, а не аллегорична. Что же касается «воя» звезды, которым Л. Я. Гинзбург мотивирует свое понимание ее «гибели» как гибели некоего живого «существа, отчаянно страдающего», то слово «вой» относится к лексикону русской оды (батальной) XVIII века, где ему необязательно было выражать «вой» существа (и теперь говорится — «вой» снаряда и т. п.). Не можем согласиться и с пониманием «уха мира» как «предвестия» оживленной метафоры Маяковского («Вселенная спит, положив на лапу // С клещами звезд огромное ухо»). «Ухо» у Баратынского имеет смысл отвлеченный, переносный («вслух мира»); подобное можно найти скорее у предшественников, чем наследников, поэта. В приведенной архаической оде Кюхельбекера, между прочим, фигурирует «око» («И око, зря ее полет, // За ней боязненно течет»).

    64. Н. А. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» указал на совпадение лермонтовских стихов из «Мцыри»:

    И миллионом черных глаз
    Смотрела ночи темнота

    с тютчевскими:

    Ночь хмурая, как зверь стоокий,
    Глядит из каждого куста.

    Метафорическое сравнение у Тютчева больше «оживлено» (источник этой метафоры — стихотворение Гете).

    «Не другом красоты, не другом остроумья, он другом был тебя самой» («Младые грации сплели тебе венок...»).

    66. Письмо от 22 февраля 1832 г. — Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 515.

    Страница: 1 2 3
    Сноски

    Раздел сайта: