• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Синцов Е. В.: Полижанровая структура поэм Е. Баратынского "Эда" и А. Пушкина "Руслан и Людмила".

    ПОЛИЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ПОЭМ Е. БАРАТЫНСКОГО "ЭДА"
    И А. ПУШКНИА "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"

    Синцов Е. В.,

    Казань

    1. Обе поэмы написаны в стилевой манере подражаний множеству предшественников и современников. В "Руслане и Людмиле" этот прием особенно подчеркнут автором, начинающим каждую главу со своеобразного жанрово-стилевого "ключа": то в духе сентименталистского повествования, то в манере баллады, то как бы литературной сказки и т. п. В "Эде" система внетекстовых ассоциаций проявляется более опосредованно: через остранение. Динамика лейтмотивов построена по принципу резкого смещения. За каждым из них стоит новый эмоционально-стилевой облик повествования, напоминающий то манеру английских романтиков (начало поэмы), то ситуацию водевиля, бытовой повести, то сентиментального рассказа в духе Карамзина и т. п. Наиболее отчетливо такой отсыл в инородный эмоционально-смысловой контекст сделан в финале "Эды" - обращении к Денису Давыдову.

    2. Все многообразие жанрово-стилевых пластов объединяет, в первую очередь, сюжет. Благодаря ему создается иллюзия формального единства. Но сюжет, проходя через множество жанрово-смысловых образований, получает все новые возможности реализации. Так формируются своеобразные "проекты целого" в рамках весьма необычной по своей структуре романтической поэмы.

    "узел" (в синергетическом смысле этого понятия) разнородные традиции, стимулировав их интенсивное взаимодействие в рамках одного произведения, одной творческой индивидуальности. Писатель учился мыслить сразу в нескольких жанрово-смысловых пластах одновременно, что порождало предпосылки для расцвета художественности. Взаимодействие жанрово-смысловых конструкций вело также к их интенсивному взаимному деконструированию, создавая условия для обновления. Возникали стимулы для поиска неких "квазижанровых" образований.

    4. Поэмы Баратынского и Пушкина - не единственный пример полижанровых конструкций эпохи русского романтизма. Расширение доказательной базы в указанном направлении позволяет предположить некую тенденцию, характерную для данного периода литературы, и проводить аналогии со сходными явлениями в литературе постмодерна.

    Раздел сайта: