• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Зырянов О. В.: Сонетная форма в лирике Е. А. Баратынского.

    СОНЕТНАЯ ФОРМА В ЛИРИКЕ Е. А. БАРАТЫНСКОГО

    Зырянов О. В.,

    Екатеринбург

    В противоположность жанрам динамическим сонет следует отнести к разряду статических жанров, в которых именно композиционная структура формирует жанровую семантику. Канонизация строфической композиции в сонете влечет за собой и канонизацию тематической композиции. А это в свою очередь дает все основания говорить об особой композиционной семантике сонетной формы. Но вот что бросается в глаза: и в случае жесткой урегулированности композиционной структуры сонет оказывается захвачен процессом исторической эволюции. Свидетельства тому - многочисленные отступления от формального сонетного канона в практике лирических поэтов.

    По мнению Б. Шерра [Русский сонет // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - М., 1996. С. 311-326], единственным надежным критерием здесь является трехчастность семантической структуры, что, в общем, совпадает с типическим делением строк внутри сонета: 8+6 (или 4+4+4+2, или 4+4+3+3, или 4+4+6). Однако в предложенной типологии сонетных форм просматривается явная ориентация на классическую модель петраркианского типа: перечисленные схемы синтаксического членения не передают всех возможных вариантов, в том числе, например, таких, как 6 + 8 (модель перевернутого сонета) или даже 4+6+4 (модель опрокинутого сонета). Ведь и в последнем случае синтаксическое членение (пусть и не совпадающее с классическим образцом) подчеркивает трехчастность семантической структуры, являющуюся непреложным требованием любой сонетной формы. Как показывают проведенные исследования, подобные предположения подтверждает лирика Пушкина [Якобсон Р., 1987. С. 194; Зырянов О. В., 1998. С. 55-57]. Не находятся ли аргументы в защиту сонетной формы и в поэтической практике Баратынского"

    В лирике данного поэта выделяется два варианта вольного сонета. Первый из них относится к 1824 году - стихотворение "Мы пьем в любви отраду сладкую...", представляющее два катрена на 4 рифмы и секстину, отвечающую требованиям сонетного канона (схема рифмовки А' бА' бВ' гВ' гД 'Д' еЖ'Ж'е). Второй пример, образец так называемого безголовного сонета, - обращенное к жене Анастасии Львовне Баратынской (урожденной Энгельгардт) стихотворение "Когда, дитя и страсти и сомненья..." (1844). Несмотря на отсутствие одного катрена, стихотворение поражает строгой структурной выделенностью другого катрена и двух терцетов (схема рифмовки АбАб ВВг ДДг). Можно сказать, что минимализация формы (резекция первого катрена) не коснулась общего принципа семантической трехчастности. Первая часть (катрен) заявляет экспозицию, в которой даны оба героя любовного романа (поэт, дитя и страсти и сомненья, и его возлюбленная). Вторая часть (начальный терцет) связана с героиней (смелой и кроткой, сходящей в дикий ад души поэта). Заметим, что только во второй части оформляется ведущая антитеза всего сонета ад - рай. Третья часть (заключительный терцет) повествует о чувствах самого лирического героя, именно в ней получает свое завершение центральная тема обретения веры и чудесного спасения.

    "Он близок, близок, день свиданья..." (первая редакция которого насчитывала целых шесть четверостиший) в конечном варианте являет типичный 14-строчник в форме опрокинутого сонета: 4+6+4. В семантической структуре данного стихотворения четко просматривается трехчастная схема: первоначальная заявка парадоксального состояния (равнодушное восприятие лирическим субъектом встречи с возлюбленной), затем фаталистическое признание невозможности для больной души радости как таковой и, наконец, финальное умозаключение, претендующее на статус морально-философской сентенции. Примечательна ранняя редакция стихотворения "Поцелуй" ("Сей поцелуй, дарованный тобой..."), выполненная в форме безголового сонета (состоящего из одного катрена и секстины) с соблюдением к тому же сквозной рифмовки (схема аБаБаБаБаБ). Что касается окончательной редакции данного стихотворения, то она представляет собой вариант усеченного сонета - два катрена со сквозной рифмовкой при полном отсутствии терцетов (схема аБаБ аБаБ).

    Однако самым интересным случаем в поэтической практике Боратынского становится использование структурно-семантических возможностей сонетной формы для жанра эпиграммы или, что почти одно и то же, для жанра философско-иронической миниатюры. Приведем следующие примеры: "Не подражай: своеобразен гений..." (1828), "В альбом", "Сердечным нежным языком" (1829), "Хотя ты малый молодой..." (1830), "Бывало, отрок, звонким кликом...", "Мой неискусный карандаш..." (1831), "Благословен святое возвестивший!" (1839). Среди перечисленных стихотворений выделяются вольные формы сонетов как в плане рифмовки, так и в плане синтаксической структуры (например, по образу и подобию безголовых, перевернутых или даже опрокинутых сонетов). Подобная конвергенция жанров сонета и эпиграммы - характерная особенность лирики Баратынского.

    Раздел сайта: