• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Предисловие к изданию поэмы "Наложница".

    Сочинение, представляемое теперь публике, одно из тех, которыя Журналисты наши обыкновенно называют безнравственными, хотя обвинение в безнравственности довольно странно в Государстве, имеющем цензуру, и где печатать позволяется, являющееся на первом листе книги, уже ручается за безвредность ея содержания.

    Странно также, что Г-да Журналисты, позволяя себе столь неприличныя обвинения, называя развратными произведения: Руслана, Онегина, Цыган, Нулина, Эду, Бал, и потому имея полное право поместить в тот же разряд и Наложницу, до сих пор не определили, в чем, по их мнению, состоит нравственность или безнравственность литературных произведений.

    Постараемся решить вопрос, равно важный для писателей и для читателей.

    Журналисты наши выразили некоторыя положительныя требования. Воспевайте добродетели, а не пороки, говорили они; изображайте лица, достойныя подражания; пишите для назидательной нравственной цели, не замечая, что каждое из сих требований противоречит другому.

    Изобразить какую-либо добродетель — значит заставить ее действовать, следственно, подвергуть испытаниям, искушениям, т. е. окружить ее пороками. Где нет борьбы, там нет и заслуги. Следственно, лице, достойное подражания, не может высказаться иначе, как между лицами ему противоположными. Что такое нравственная цель литературнаго произведения? В чем состоит она? Есть люди, называющие нравственными сочинениями только те, в которых наказывается порок и награждается добродетель. Мнение это некоторым образом противно нравственности, истине и религии. Ежели бы добродетель всегда торжествовала, в чем было бы ея достоинство? Этого не хотело Провидение, и здешний мир есть мир испытаний, где большею частию добродетель страждет, a порок блаженствует. Из этого наружнаго безпорядка в видимом мире и Феологи и Философы выводят необходимость другой жизни, необходимость загробных наград и наказаний, обещаемых нам Откровением.

    Нравственное сочинение не состоит ли в выводе какой-нибудь философической мысли, вообще полезной человечеству? Но чтобы в самом деле быть полезною, мысль должна быть истинною, следственно, извлеченною из общаго, a не из частнаго. Как же, изображая только добродетель, играющую довольно второстепенную роль в свете, и минуя торжествующий порок, я достигну этого вывода? Я скажу мысль блестящую, но необходимо ложную, следственно, вредную.

    Нет, скажут наши противники, мы не требуем, чтобы вы изображали одну добродетель: изображайте и порок, но первую привлекательною, второй отвратительным.

    Мы погрешим против истины: не все пороки имеют вид решительно гнусный. По большей части наши добрыя и злыя начала так смежны, что нельзя провести разделяющей линии между ними. В этом случае отменно истинны шуточные стихи Панара:

    Trop de froideur est indolence,
    Trop d'activité turbulence,
    Trop de rigueur est dureté,
    Trop de finesse est artifice,
    Trop d'économie avarice,
    Trop d'audace témérité,
    Trop de complaisance est bassesse,
    Trop de bonté devient faiblesse,
    Trop de fierté devient hauteur, etc.

    Вот естественная причина той привлекательности, которую имеют иные пороки: мы обмануты сходством их со смежными им добродетелями; но должно заметить, что в самом увлечении нашем мы поклоняемся доброму началу, a не злому.

    Нет человека совершенно добродетельнаго, т. е. чуждаго всякой слабости, ни совершенно порочнаго, т. е. чуждаго всякаго добраго побуждения. Жалеть об этом нечего: один был добродетелен по необходимости, другой порочен по той же причиие; в одном не было бы заслуги, в другом вины, следственно, ни в том, ни в другом ничего нравственнаго.

    Характеры смешанные, именно те, которые так нелюбы Г-дам Журналистам, одни естественны, одни нравственны: их двойственность и составляет их нравственность. Одно и то же лице является нам попеременно добродетельным и порочным, попеременно ужасает нас и привлекает. Федра, оплакивающая незаконную страсть свою, и Федра, ей уступающая, — две противоположныя Федры: мы любим добродетельную, ненавидим порочную, и здесь мы не можем ошибиться, не можем принять добродетель за порок и порок за добродетель: действия не смешаны, как характеры; действие добродетельное совершенно прекрасно, действие порочное совершенно безобразно, и нравственный вывод, о котором так хлопочут Г-да Журналисты, хлопочут до того, что ради онаго предлагают нам удаляться оть истины, изображая лица неестественныя, — этот нравственный вывод внушает нам, без всяких посторонних соображений, всякое лице, верно снятое с природы. Но не безнравственно-ли, скажут они, то участие, которое возбуждает в нас герой трагедии, романа, поэмы даже в ту минуту, когда он уступает преступному побуждению? Не говорит ли нам наше сердце, что и мы охотно совершили бы то же преступление, надеясь возбудить то же участие? Если означенное лице без борьбы уступает искушению, оно не возбуждает участия; не возбуждает его и тогда, когда мы чувствуем, что оно не употребило всего могущества воли своей на победу преступной наклонности и позволило побороть себя, а не пало под силою обстоятельств, превышающих нравственную его силу.

    Побежденные Трояне возбуждают наше участие потому, что они защищались до последней крайности; побежденные, они не ниже победителей; расчетливая сдача какой-нибудь крепости не восхищает нас, подобно падшей Трое, и никто не сравнивает ея коменданта с божественным Гектором.

    Разсматривая литературныя произведения по правилам наших Журналистов, всякую книгу найдем мы безнравственною. Что, например, хуже Квинта Курция? Он изображает привлекательно неистоваго честолюбца, жаднаго битв и побед, стоющих так дорого роду человеческому; кровь его не ужасает; чем больше ее прольет, тем он будет счастливее; чем далее прострет он опустошение, тем он будет славнее; а эту книгу будут читать юные властители! — Что хуже Гомера? В первом стихе Илиады он уже показывает безнравственную цель свою, намерение воспевать порок:

    Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!

    Раскроем даже Ивана Выжигина, творение Г. Булгарина, писателя, который всех настоятельнее требует нравственной цели от современных сочинений. Найденыш воспитывается в доме Белорусскаго помещика, который кормит его и одевает довольно скудно, но и это благодеяние для подкидыша. Он за это платит ему неблагодарностью, помогает какому-то удальцу увезти дочь своего благодетеля и сам за нею следует. Потом ведет жизнь бродяги, негоден и порядочен, смотря по обстоятельствам; получает толчок от одного офицера, за который не сердится; присвоивает себе чужое имя; наконец, наследует два миллиона денег, женится по любви и живет в совершенном благополучии. Что заключите вы из подобнаго романа? Какую нравственную мысль вы из него извлечете, если даже узнаете, что он отменно хорошо раскупился? Ничто не придет вам на ум, кроме старой русской пословицы: не родись ни хорош, ни умен, а родись счастлив; но что в ней назидательнаго?

    Читатель видит, что подобным образом можно неопровержимо доказать вредное влияние всякаго сочинения и, из следствия в следствие, заключить с логическою основательностью, что в благоустроенном Государстве должно запретить Литературу.

    В таком случае должно запретить и человека. Но природа одарила его разумом не для невежества, одарила словом не для молчания. Какой незваный критик решится воспретить ему дозволенное Провидением и тем явно противоречить Его цели? Запретить человеку пользоваться своим разумом, значит унизить его до животных, его лишенных. Сами Г-да Журналисты, вероятно, на это не согласятся: их постигла бы общая участь человечества.

    Чем согласиться критику на уничтожение Литературы, следственно на уничтожение человека, не благоразумнее ли взглянуть на нее с другой точки зрения: не требовать от нея положительных нравственных поучений, видеть в ней науку, подобную другим наукам, искать в ней сведений, а ничего иного?

    Знаю, что можно искать в ней и прекрасное, но прекрасное не для всех; оно непонятно даже людям умным, но не одаренным особенною чувствительностью: не всякий может читать с чувством, каждый с любопытством. Читайте же роман, трагедию, поэму, как вы читаете путешествие. Странствователь описывает вам и веселый юг, и суровый север, и горы, покрытыя вечными льдами, и смеющияся долины, и реки прозрачныя, и болота, поросшия тиною, и целебныя, и ядовитыя растения. Романисты, Поэты изображают добродетели и пороки, ими замеченные, злыя и добрыя побуждения, управляющия человеческими действиями. Ищите в них того же, чего в путешественниках, в географах: известий о любопытных вам предметах; требуйте от них того же, чего от ученых: истины показаний.

    Читайте землеописателей, и, не выходя из вашего дома, вы будете иметь понятие об отдаленных, разнообразных краях, которых вам, может быть, не случится увидеть собственными глазами. Читайте романистов, поэтов, и вы узнаете страсти, вами или не вполне или совсем не испытанныя, нравы, выражение которых, может быть, вы бы сами не заметили; узнаете положения, в которых вы не находились; обогатитесь мыслями, впечатлениям, которых вы без того бы не имели; приобщите к опытам вашим опыты всех прочтенных вами писателей и бытием их пополните ваше.

    Ежели показания их верны, впечатление, вами полученное, будет непременно нравственно, ибо зрелище действительной жизни, развитие прекрасных и безобразных страстей, дозволенное в ней Провидением, конечно, не развратительно, и мир действительный никого еще не заставил воскликнуть: как прекрасен порок! как отвратительна добродетель!

    Из этого следует, что нравственная критика литературнаго произведения ограничивается простым изследованием: справедливы или несправедливы его показания?

    Критика может жаловаться также на неполноту их, ибо самое полное описание предмета есть в то же время и самое верное. Можно сказать недостаточную правду. Есть истины относительныя, которых отдельное выражение внушает ложное понятие.

    Иностранныя Литературы имеют книги, по счастию, неизвестныя в нашей: это подробныя откровения всех своенравий чувственности, подробныя хроники развращения. Несмотря на то, что все их показания справедливы, книги сии конечно развратительны, но это потому, что их показания не полны. В действительной жизни за часами развратнаго упоения следуют часы тяжелой усталости; какое отвращение возбуждают тогда в развратнике воспоминания нечистых его наслаждений! Выразите также полно чувство последующее, как полно выразили предыдущее, и картина ваша не будет безнравственною: одно впечатление уравновесит другое. Ежели вы изобразили первые шаги разврата, изобразите и последние. Описав любострастие, злоупотребляющее силами юности, опишите и следствия злоупотребления. Представьте нам раннюю, болезненную старость сластолюбца, раннюю неспособность его не только к тем наслаждениям, которых несет он наказание, но и к обыкновенным, позволенным, ранний упадок умственных его способностей. Что будет поучительнее изображения преждевременно поседевшаго разврата, в страданиях благоприобретеннаго недуга, смешащаго не природным, но заслуженным тупоумием? — и в этом изображении не будет ничего насильственнаго.

    С творениями, о которых мы говорили, не должно смешивать эротическия стихотворения, вакхическия и застольныя песни. Не упоминая уже о том, что из похвал красоте не следует позволительности разврата, в эротической поэзии чувственность обыкновенно уравновешивается чувством, и большая разница — живописать красоту, обладание которой может быть безпорочным, и живописать своенравия разврата, которыя нельзя удовлетворить без преступления. Славить вино и обеды — не значит проповедывать пьянство и обжорство. Каждый это разумеет. Державин, воспевавший иногда красоту и пиршества, Дмитриев, говорящий иногда о вине и поцелуях, Богданович, который

    Киприду иногда являл без покрывала,

    Батюшков, Пушкин, написавшие несколько эротических элегий и вакхических песней, конечно, не безнравственные писатели. Не говоря уже о том, что сии писатели не ограничивались выражением одного чувства; что подражатель Анакреона в то же время певец Фелицы, певец Бога; что автор стихотворения Счет поцелуев в то же время творец Ермака и переложитель высоких песней Давида; что Душенька изобилует не однеми сладострастными картинами; что между шаловливыми стихотворениями Батюшкова есть и унылыя, есть и высокия; что автор Руслана в то же время автор Годунова; и что никто не принуждаетъ читателя в целой книге стихотворений твердить одно для него соблазнительное, когда, перевернув страницу, он найдет другое, впечатление котораго исправит впечатление перваго: вообще несправедливо быть строже к писателю, нежели к человеку; и ежели действие не вредит доброй славе одного, еще менее его описание может вредить доброй славе другого.

    Тем менее, что выбор предмета не столько зависит от самого писателя, сколько от свойства его дарований; что упрекать в разврате эротическаго поэта также несправедливо, как упрекать в жестокости поэта трагическаго. Неужели вы думаете, что Анакреон не желал быть Гомером, Проперций — Виргилием, Шольё — Расином и т. д.? Чем обширнее гений писателя, тем он полнее и разнообразнее в своих творениях, тем он вернее отражает действительность и тем он нравственнее. Но только Гомеры, Шекспиры являют нам полный мир в своих творениях. Дарования односторонния обрекают других на изображение частностей. Произведение одного имеет нужду быть поясненным, пополненным произведением другого, и писатели сего рода только в своей совокупности доставляют нам то нравственное впечатление, которое производит один многообразный писатель.

    — все равно, что читать одну страницу в писателе многообемлющем. Раскройте Шекспира на монологе злодея, искусными софизмами ободряющаго себя к преступлению, остановитесь на нем, — и Шекспир будет для вас проповедником злодеяния; но прочтите все творение, прочтите всего Шекспира, и самая эта страница будет наставительна: так и книга односторонняя занимает не лишнее место в библиотеке.

    Журналисты наши говорят часто о юных читателях и юных читательницах, которым может быть вредно такое-то и такое-то произведение. Кто с этим спорит? Но нянька не позволяет ребенку играть ножем. Благоразумные наставники не дают своим воспитанникам книги, несообразныя с их летами. Когда ж мы уже вышли из-под надзора, вступили в свет и можем все видеть и все слышать, мы можем и все читать; и как не мир, а мы сами виновны, когда злоупотребляем жизнию, так не писатели, а мы сами виновны, когда злоупотребляем чтением.

    До сих пор мы говорили о книгах, преимущественно посвященных изображению лиц и нравов, выражению страстей, чувств и впечатлений, но не говорили о книгах, писанных с положительною нравственною целью.

    Книги сего рода подлежат тому же изследованию, что и первыя. Мнение тогда только полезно и нравственно, когда оно справедливо; но всякий чувствует (не говоря уже о вреде, наносимом совершенно ложным нравственным понятием, и который нельзя сравнить со вредом, причиняемым неверным изображением характера, страсти или картины), всякий чувствует, что в подобных книгах развитие односторонней истины может иметь особенно пагубное влияние. Сколько преступлений, сколько бедствий народных произошло от превратных нравственных мнений, от частных истин, принятых за общия! Не буду исчислять их. Скажу только, что мало истин неотносительных; следственно, мало книг, писанных с нравственною целью, т. е. посвященных выражению одной избранной мысли, которых исключительное чтение не было бы вредно, и влияние которых не было бы нужно уравновешивать чтением других, им противоречащих.

    ложное показание рождает улику, где решение нравственнаго вопроса тотчас вызывает изследования и противоречия, где публика не осуждена на чтение одной указанной книги.

    Раздел сайта: