• Приглашаем посетить наш сайт
    Майков (maykov.lit-info.ru)
  • К*** ("Не бойся едких осуждений")

    Не бойся едких осуждений,
    Но упоительных похвал:
    Не раз в чаду их мощный гений
    Сном расслабленья засыпал.

    Когда, доверясь их измене,
    Уже готов у моды ты
    Взять на венок своей Камене
    Её тафтяные цветы,


    Прости, я громко негодую;
    Прости, наставник и пророк,—
    Я с укоризной указую
    Тебе на лавровый венок.


    Когда по рёбрам крепко стиснут
    Пегас удалым седоком,

    Его критическим пером.

    Примечания

    Впервые напечатано в „Московском Телеграфе“ 1827 года, ч. 13, № 3, стр. 96, под заглавием „К ***“ и с подписью Баратынский; вошло без изменения в издания 1827 (стр. 98—99) и 1835 гг. (в последнем — без заглавия, стр. 139). Посмертными изданиями сочинений Боратынскаго этому стихотворению дано заглавие „А. Н. М.“ (т. е. Андрею Николаевичу Муравьеву, ученику Боратынскаго в поэзии; „Тавриде“ Муравьева Боратынский посвятил в „Московском Телеграфе“ 1827 года доброжелательный разбор), хотя и прибавлено в примечаниях, что правильнее было бы отнести ее к „А. С. П.“ (т. е. Пушкину). Остается открытым вопрос — к кому обратился поэт с этим стихотворением: за Муравьева говорит 1) тон наставления, напутствия, 2) почти полное совпадение времени выступления А. Н. Муравьева на литературную деятельность с временем написания этого стихотворения и 3) то, что почти во всех копиях Н. Л. Боратынской стихотворению дано заглавие „А. Н. М.“; с другой стороны выражение „наставник и пророк“ мало применимо к начинающему поэту и гораздо более уместно по отношению к Пушкину, которому Боратынский приписывал желание приноровляться к публике, брать у моды „на венок своей Камене ея тафтяные цветы“ и, кроме того, вряд ли Боратынскому нужны были ширмы трех звездочек, если бы речь шла действительно об Андрее Николаевиче Муравьеве.

    В автографе (бумаги проф. Помяловскаго, хранящияся в Имп. Публ. Библиотеке) 3 и 4 стихи имеют следующее разночтение:

    а в некоторых копиях Н. Л. Боратынской (Казанский архив) иначе читается последний стих:

    Его критическим пером.

    Издатели сочинений Боратынскаго неправильно относят это стихотворение к 1827 году: в действительности оно написано в 1826-м.

    „Боратынский о Пушкине“ („Пушкин и его современники“, вып. XVI, стр. 143—160).