Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюблённою толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица необщим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он скорей, чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.*
* Другая редакция строк:
Её лица необщим выраженьем,
С ней, может быть, скучает обхожденьем,
Но с похвалой относится о ней.
Примечания
Впервые напечатано в „Северных Цветах“ на 1830 г., стр. 94, под заглавием „Муза“ и с подписью Баратынский. В издании 1835 года это стихотворение помещено без заглавия (стр. 185) и с очень существенным разночтением трех последних стихов (основной вариант).
„Муза“ отнесена к 1830 г.; в действительности это стихотворение написано не позже 1829 года.
Прямо противоположныя оценки этого стихотворения произвели „Галатея“ и „Библиотека для Чтения“: в то время, как в „Галатее“ (1830, часть XII, № 8, стр. 88—89) упрекали Боратынскаго в отсутствии скромности и говорили, что „беда поэту, если он сам станет называть себя поэтом“, „Библиотека для Чтения“ (1835, т. X, V отд., стр. 1—9) находила, что, „поэт слишком строг к самому себе.... В Музе его точно — необщее выражение лица и необычайная простота речей: но кто же, познакомившись с ней покороче, вздумает почтить ее только небрежной похвалою? (Любопытно заметить, что та же „Библиотека для Чтения“ через девять лет почтила Боратынскаго более чем „небрежной похвалой“). Мы полагаем, что в нее можно влюбиться....“
Белинский (Соч. т. VII, стр. 494) писал, разбирая все стихотворения Боратынскаго: „Нельзя вернее и безпристрастнее охарактеризовать безотносительное достоинство поэзии Боратынскаго, как он сделал это сам в следующем прекрасном стихотворении:
„Муза). И все (или почти все) последующие критики и изследователи Боратынскаго сходились в том взгляде, что лучше всех охарактеризовал музу поэта сам поэт в своей „Музе“.