• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "IDEM"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Эда
    Входимость: 5. Размер: 48кб.
    2. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. Глава 12. Романтическая коллизия на исторической и народной почве
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    3. На посев леса
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    4. Звёздочка ("Взгляни на звезды: много звезд")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Эда
    Входимость: 5. Размер: 48кб.
    Часть текста: воспета Батюшковым, и камни ея звучали под конем Давыдова, певца-наездника, именем котораго справедливо гордятся поэты и воины. Жители отличаются простотою нравов, соединенною с некоторым просвещением, подобным просвещению Германских провинций. Каждый поселянин читает Библию и выписывает календарик, нарочно издаваемый в Або для земледельцев. Сочинитель чувствует недостатки своего стихотворнаго опыта. Может быть, повесть его была бы занимательнее, ежели б действие ея было в России, ежели б ход ея не был столько обыкновенен, одним словом, ежели б она в себе заключала более поэзии и менее мелочных подробностей. Но долгие годы, проведенные сочинителем в Финляндии, и природа Финляндская и нравы ея жителей глубоко напечатлелись в его воображении. Что-ж касается до остального, то сочинитель мог ошибиться; но ему казалося, что в поэзии две противоположныя дороги приводят почти к той же цели: очень необыкновенное и совершенно простое, равно поражая ум и равно занимая воображение. Он не принял лирическаго тона в своей повести, не осмеливаясь вступить в состязание с певцом Кавказскаго Пленника и Бахчисарайскаго Фонтана. Поэмы Пушкина не кажутся ему безделками. Несколько лет занимаясь поэзиею, он заметил, что подобныя безделки принадлежат великому дарованию, и следовать за Пушкиным ему показалось труднее и отважнее, нежели итти новою, собственною дорогою. _______ Часть первая. Чего робеешь ты при мне, Друг милый мой, малютка Эда? За что, за что наедине Тебе страшна моя беседа? Верь, неспособен я душой К презренным умыслам разврата; Ты, как сестра, любима мной: О, полюби меня, как брата! В родной, далекой стороне Сестру я милую имею: Черты лица у вас одне; Я нежно, нежно дружен с нею. Но что? ты видишь: воин я; Всегда кочует рать моя; За нею по свету блуждая, Богь весть, уже с какой поры, Я не видал...
    2. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. Глава 12. Романтическая коллизия на исторической и народной почве
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    Часть текста: почве) Хорошо известно, какое место заняли в романтизме собственно историческая и народная темы. Первая оформилась в особый литературный жанр — историческую повесть или роман, расцвет или, по крайней мере, подъем которого связывают именно с романтизмом. Вторая также привела к особому направлению художественной деятельности — по выражению Белинского, «народному направлению» — и также приобрела характер жанровой определенности и дифференциации (от народной сказки до народной повести и романа). И «историческая» и «народная» литература — явления настолько обширные и специфичные, что подробное рассмотрение их в этой книге невозможно. Тем более что развитие обоих явлений уже довольно рано вышло за пределы романтизма. Мы ограничимся лишь некоторыми соображениями, касающимися действия ни исторической и народной почве общих законов романтической поэтики. И первое, что мы должны с этих позиций отметить: между обоими явлениями (при их специфичности) есть внутренняя связь, устанавливаемая общим контуром романтического конфликта. "Историческое» и «народное» как моменты оппозиций Эта связь наметилась еще в предромантизме. У событий, протекающих в историческом прошлом или же в сфере народной жизни, то общее, что они отдалены от автора (и читателя) дымкой расстояния, сообщающего всему новый свет, пробуждающего «сие к далекому стремленье» (В. А. Жуковский). Поэтому они в своем существе антитетичны — житейской прозе, обыкновенности быта, пошлости и т. д. Ряд таких антитез (оппозиций) был разобран выше (см. главу1), в связи с формированием романтического конфликта. К ним и следует отнести две другие оппозиции, имеющие отношение к теме настоящей главы. Конкретно имеется в виду: I) историческое (прошлое) как оппозиция современному (сегодняшнему); 2) народное...
    3. На посев леса
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: вежды. Уж та зима главу мою сребрит, Что греет сев для будущего мира, Но праг земли не перешел пиит,— К её сынам ещё взывает лира. Велик Господь! Он милосерд, но прав: Нет на земле ничтожного мгновенья; Прощает он безумию забав, Но никогда пирам злоумышленья. Кого измял души моей порыв, Тот вызвать мог меня на бой кровавый, Но подо мной, сокрытый ров изрыв, Свои рога венчал он падшей славой! Летел душой я к новым племенам, Любил, ласкал их пустоцветный колос, Я дни извёл, стучась к людским сердцам, Всех чувств благих я подавал им голос. Ответа нет! Отвергнул струны я, Да хрящ другой мне будет плодоносен! И вот ему несёт рука моя Зародыши елей, дубов и сосен. И пусть! Простяся с лирою моей, Я верую: её заменят эти, Поэзии таинственных скорбей Могучие и сумрачные дети. Примечания Издается по автографу (черновики Боратынскаго, хранящиеся в Казанском архиве). Стихотворение это осталось неотделанным, и в мало - разборчивых черновиках особенно часто повторяются выражения и мысли, не вошедшия в текст: „Но не мечту! Печальный, но не злобный еще живу!“ „О мать земля“, „Иль дочь тебе Гармонии чужда“, „Молчи же Феб!“ „Свет дней прельстит порфирою своей“ и т. д.; см. также воспроизведение понятно написанной части черновиков в настоящем издании; часть черновиков, сверх того, составляет собственность принца А. П. Ольденбургскаго. Впервые напечатано в литературном сборнике 1846 г. „Вчера и сегодня“, кн. II, стр. 68—69, под заглавием „Опять весна“ и с следующими разночтениями: 7 Ужь дольный мир уходит от очей, 17 Кого измял души моей порыв, 18 Тот вызвать мог меня на бой кровавый 20 Свои рога венчал он злобной славой. Так же читается это стихотворение и в копиях Н. Л. Боратынской (Казанский архив), носящих название „Лес. Элегия“, „На посев леса“, с замечанием к 29 стиху: „Этот стих невозможно было разобрать, но применились ко...
    4. Звёздочка ("Взгляни на звезды: много звезд")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: звездой, Что с думою глядит, И взору шлет ответный взор, И нежностью горит. Примечания Впервые напечатано в „Северных Цветах“ на 1825 г., стр. 313—314, под заглавием „Звездочка“ и с подписью Е. Б—ий 24 сентября 1824; так же читается это стихотворение (под заглавием „Звезда“) в автографах Боратынскаго (Альбомы Н. Л. Боратынской, Казанский архив; в одном автографе „Звездочки“ пятая строфа заменена четырьмя строчками точек). В издании 1827 года стихотворение озаглавлено „Звезда“ (стр. 115—116) и имеет следующия разночтения: 13 Она на небе чуть видна; 14 Но с думою глядит, 15 Но взору шлет ответный взор 17 С нее в торжественную ночь Перепечатано без изменения в собраниях стихотворений „Венера“ (М. 1831, ч. 3, стр. 19—21) и „Эвтерпа“ (М. 1831, стр. 58 — без заглавия). В издании 1835 года „Звездочка“ помещена без заглавия (стр. 173—174), и (сравнительно с изд. 1827 г.) изменен 17-ый стих: С нее в лазоревую ночь Последующие издатели возстановили заглавие по изд. 1827 г. и отнесли это стихотворение к 1825 году, между тем как сам поэт выставил под ним дату: 24 Сентября 1824. В действительности же стихотворение написано еще раньше, — 5-го августа 1824 года А. И. Тургенев писал князю П. А. Вяземскому: „Выписал бы несколько стихов и из „Звезды“ Боратынскаго, но боюсь, чтобы письмо мое не перебило у моего соседа Греча. Вот одна строфа:... (и Тургенев приводит пятую строфу). Я просил его свести со второго стиха очеса и заменить их очами, но жаль прекрасных небес...“ („Остафьевский Архив князей...