• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "З"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 1257).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    68ЗАБАВА (ЗАБАВЫ, ЗАБАВ, ЗАБАВЕ, ЗАБАВУ, ЗАБАВОЙ)
    78ЗАБАВНЫЙ (ЗАБАВНО, ЗАБАВНА, ЗАБАВНЫЕ, ЗАБАВНОГО, ЗАБАВНЫ)
    74ЗАБВЕНЬЯ (ЗАБВЕНЬЕ, ЗАБВЕНЬЕМ, ЗАБВЕНЬИ, ЗАБВЕНЬЮ)
    46ЗАБЛУЖДЕНИЕ (ЗАБЛУЖДЕНИЙ, ЗАБЛУЖДЕНИЯХ, ЗАБЛУЖДЕНИЕМ, ЗАБЛУЖДЕНИЯ)
    108ЗАБОТА (ЗАБОТ, ЗАБОТЫ, ЗАБОТОЮ, ЗАБОТУ)
    35ЗАБОТЛИВЫЙ (ЗАБОТЛИВО, ЗАБОТЛИВОЙ, ЗАБОТЛИВЫЕ, ЗАБОТЛИВАЯ)
    57ЗАБЫВАТЬ (ЗАБЫВАЯ, ЗАБЫВАЮ, ЗАБЫВАЛ, ЗАБЫВАЙ)
    61ЗАБЫТЫЙ (ЗАБЫТ, ЗАБЫТЫЕ, ЗАБЫТОЙ, ЗАБЫТЫХ)
    148ЗАБЫТЬ (ЗАБУДУ, ЗАБЫЛ, ЗАБУДЬ, ЗАБЫТ)
    27ЗАВЕРШАЮЩИЙ (ЗАВЕРШАЮЩЕЕ, ЗАВЕРШАЮЩЕЙ, ЗАВЕРШАЮЩИЕ, ЗАВЕРШАЮЩАЯ)
    27ЗАВЕРШИТЬ (ЗАВЕРШЕНА, ЗАВЕРШИЛ, ЗАВЕРШЕНЫ, ЗАВЕРШИЛО)
    33ЗАВИСЕТЬ (ЗАВИСИТ, ЗАВИСЕЛО, ЗАВИСЯТ, ЗАВИСЕЛ)
    30ЗАГАДКА (ЗАГАДОК, ЗАГАДКОЙ, ЗАГАДКИ, ЗАГАДКОЮ)
    172ЗАГЛАВИЕ (ЗАГЛАВИЕМ, ЗАГЛАВИЯ, ЗАГЛАВИИ, ЗАГЛАВИЮ)
    32ЗАГОВОРИТЬ (ЗАГОВОРИЛ, ЗАГОВОРИЛА, ЗАГОВОРИЛО, ЗАГОВОРИЛИ, ЗАГОВОРИТ)
    64ЗАДАЧА (ЗАДАЧИ, ЗАДАЧУ, ЗАДАЧЕЙ, ЗАДАЧЕ)
    27ЗАДУМАТЬ (ЗАДУМАЛ, ЗАДУМАНА, ЗАДУМАЕТ, ЗАДУМАЛА)
    90ЗАДУМЧИВЫЙ (ЗАДУМЧИВО, ЗАДУМЧИВА, ЗАДУМЧИВЫЕ, ЗАДУМЧИВОЙ)
    34ЗАКАТ (ЗАКАТЕ, ЗАКАТА, ЗАКАТОМ, ЗАКАТАМИ)
    82ЗАКЛЮЧАТЬ (ЗАКЛЮЧАЕТ, ЗАКЛЮЧАЮТ, ЗАКЛЮЧАЛА, ЗАКЛЮЧАЛ)
    46ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ЗАКЛЮЧЕНИЯХ, ЗАКЛЮЧЕНИИ, ЗАКЛЮЧЕНИЮ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
    49ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ)
    60ЗАКЛЮЧИТЬ (ЗАКЛЮЧИЛ, ЗАКЛЮЧИТ, ЗАКЛЮЧИМ, ЗАКЛЮЧЕН)
    166ЗАКОН (ЗАКОНЫ, ЗАКОНОВ, ЗАКОНА, ЗАКОНАМ)
    27ЗАКОНЧИТЬ (ЗАКОНЧИЛ, ЗАКОНЧЕНО, ЗАКОНЧЕН, ЗАКОНЧЕНА)
    221ЗАКРЕВСКОЙ (ЗАКРЕВСКОМУ, ЗАКРЕВСКИЙ, ЗАКРЕВСКОГО, ЗАКРЕВСКАЯ)
    45ЗАКРЫТЬ (ЗАКРЫЛА, ЗАКРЫЛО, ЗАКРЫЛ, ЗАКРЫТЫ)
    79ЗАЛ, ЗАЛА (ЗАЛЕ, ЗАЛУ, ЗАЛЫ)
    28ЗАЛИВ (ЗАЛИВА, ЗАЛИВОМ, ЗАЛИВЕ, ЗАЛИВУ)
    30ЗАЛОГ (ЗАЛОГОМ, ЗАЛОГУ, ЗАЛОГА)
    67ЗАМЕНИТЬ (ЗАМЕНИЛ, ЗАМЕНИТ, ЗАМЕНЕНЫ, ЗАМЕНИЛО)
    157ЗАМЕТИТЬ (ЗАМЕТИМ, ЗАМЕТИЛ, ЗАМЕТИЛИ, ЗАМЕТИЛА)
    49ЗАМЕТКА (ЗАМЕТКИ, ЗАМЕТКОЙ, ЗАМЕТКУ, ЗАМЕТКЕ)
    75ЗАМЕТНЫЙ (ЗАМЕТНО, ЗАМЕТЕН, ЗАМЕТНЫМ, ЗАМЕТНОЕ, ЗАМЕТНЫ)
    88ЗАМЕЧАНИЕ (ЗАМЕЧАНИЯ, ЗАМЕЧАНИЯМИ, ЗАМЕЧАНИЕМ, ЗАМЕЧАНИИ)
    67ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ (ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО)
    68ЗАМЕЧАТЬ (ЗАМЕЧАЕТ, ЗАМЕЧАЯ, ЗАМЕЧАЛ, ЗАМЕЧАЮТ, ЗАМЕЧАЛИ)
    49ЗАМОК (ЗАМКА, ЗАМКЕ, ЗАМКОВ, ЗАМКИ)
    62ЗАМЫСЕЛ (ЗАМЫСЛА, ЗАМЫСЛЫ, ЗАМЫСЛУ, ЗАМЫСЛОВ)
    40ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ (ЗАНИМАТЕЛЬНЫ, ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ, ЗАНИМАТЕЛЬНО, ЗАНИМАТЕЛЬНЕЕ)
    106ЗАНИМАТЬ (ЗАНИМАЕТ, ЗАНИМАЛ, ЗАНИМАЯ, ЗАНИМАЛА)
    50ЗАНЯТИЕ (ЗАНЯТИЯМ, ЗАНЯТИЙ, ЗАНЯТИЯ, ЗАНЯТИЯХ)
    65ЗАНЯТЫЙ (ЗАНЯТ, ЗАНЯТЫ, ЗАНЯТОГО, ЗАНЯТА)
    89ЗАНЯТЬ (ЗАНЯТ, ЗАНЯТЫ, ЗАНЯЛ, ЗАНЯТА)
    28ЗАОЧНЫЙ (ЗАОЧНО, ЗАОЧНОЙ, ЗАОЧНОМ, ЗАОЧНОЕ)
    27ЗАПАХ (ЗАПАХОМ, ЗАПАХА, ЗАПАХОВ)
    130ЗАПИСКА (ЗАПИСКИ, ЗАПИСКУ, ЗАПИСКАХ, ЗАПИСОК)
    29ЗАПИСНАЯ (ЗАПИСНОЙ, ЗАПИСНЫХ, ЗАПИСНЫЕ, ЗАПИСНЫМ)
    36ЗАПИСЬ (ЗАПИСИ, ЗАПИСЯХ, ЗАПИСЯМИ, ЗАПИСЕЙ)
    29ЗАПРЕТИТЬ (ЗАПРЕЩЕНА, ЗАПРЕЩЕНЫ, ЗАПРЕЩЕНО, ЗАПРЕЩЕН)
    61ЗАРЯ (ЗАРЕ, ЗАРИ, ЗАРЮ, ЗАРЕЙ)
    31ЗАСМЕЯТЬ (ЗАСМЕЯЛ, ЗАСМЕЯЛА)
    65ЗАСТАВИТЬ (ЗАСТАВИЛ, ЗАСТАВИЛИ, ЗАСТАВИЛО, ЗАСТАВИЛА)
    68ЗАСТАВЛЯТЬ (ЗАСТАВЛЯЕТ, ЗАСТАВЛЯЮТ, ЗАСТАВЛЯЛИ, ЗАСТАВЛЯЯ, ЗАСТАВЛЯЛО)
    42ЗАСТАТЬ (ЗАСТАЛ, ЗАСТАЛО, ЗАСТАЛА, ЗАСТАЛИ)
    51ЗАСТАТЬ (ЗАСТАЛ, ЗАСТАЮ, ЗАСТАЛА, ЗАСТАЛО)
    40ЗАХОТЕТЬ (ЗАХОТЕЛ, ЗАХОЧЕШЬ, ЗАХОЧУ, ЗАХОТЕЛО, ЗАХОЧЕТ)
    32ЗАЩИТА (ЗАЩИТЫ, ЗАЩИТУ, ЗАЩИТОЮ, ЗАЩИТЕ)
    82ЗВАТЬ (ЗОВЕТ, ЗОВУТ, ЗОВИ, ЗВАЛ, ЗОВУ)
    171ЗВЕЗДА (ЗВЕЗДЫ, ЗВЕЗДЕ, ЗВЕЗД, ЗВЕЗДОЙ)
    33ЗВЕЗДОЧКА (ЗВЕЗДОЧКИ, ЗВЕЗДОЧКЕ, ЗВЕЗДОЧЕК, ЗВЕЗДОЧКАМИ)
    37ЗВОНКИЙ (ЗВОНКИМ, ЗВОНКОЙ, ЗВОНКО, ЗВОНОК, ЗВОНКИЕ)
    167ЗВУК (ЗВУКИ, ЗВУКАМИ, ЗВУКАХ, ЗВУКУ)
    94ЗВУЧАТЬ (ЗВУЧИТ, ЗВУЧАЛИ, ЗВУЧАТ, ЗВУЧАЛА, ЗВУЧАЛ)
    33ЗДАНИЕ (ЗДАНИЯ, ЗДАНИЯХ, ЗДАНИИ, ЗДАНИЙ)
    87ЗДЕШНИЙ (ЗДЕШНИХ, ЗДЕШНИЕ, ЗДЕШНЕМ, ЗДЕШНЕЙ)
    83ЗДОРОВЫ (ЗДОРОВ, ЗДОРОВА, ЗДОРОВОГО, ЗДОРОВО)
    78ЗДОРОВЬЕ (ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЕМ, ЗДОРОВЬЮ)
    74ЗЕЛЕНЫЙ (ЗЕЛЕНОЙ, ЗЕЛЕНЫЕ, ЗЕЛЕНЫ, ЗЕЛЕНЫМИ)
    260ЗЕМЛЯ (ЗЕМЛЕ, ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЮ, ЗЕМЕЛЬ)
    159ЗЕМНАЯ (ЗЕМНОЙ, ЗЕМНОГО, ЗЕМНОЕ, ЗЕМНЫХ, ЗЕМНОЮ)
    29ЗЕРНО (ЗЕРНА, ЗЕРНОМ, ЗЕРНАХ, ЗЕРНЕ)
    134ЗИМА (ЗИМУ, ЗИМЫ, ЗИМОЙ, ЗИМОЮ)
    65ЗИМНИЙ (ЗИМНЕЕ, ЗИМНИЕ, ЗИМНЕЙ, ЗИМНИХ)
    67ЗЛАТАЯ (ЗЛАТЫЕ, ЗЛАТА, ЗЛАТОМ, ЗЛАТОЕ)
    29ЗЛАТО (ЗЛАТЕ, ЗЛАТА, ЗЛАТУ, ЗЛАТОМ)
    191ЗЛАЯ (ЗЛОЙ, ЗЛЫЕ, ЗЛО, ЗЛЫХ)
    119ЗЛО (ЗЛА, ЗЛОМ, ЗОЛ, ЗЛУ)
    35ЗЛОБА (ЗЛОБЕ, ЗЛОБОЮ, ЗЛОБОЙ, ЗЛОБЫ)
    30ЗЛОБНЫЙ (ЗЛОБНЫ, ЗЛОБНОЙ, ЗЛОБЕН, ЗЛОБНО)
    39ЗЛОДЕЙ (ЗЛОДЕЯ, ЗЛОДЕЕВ, ЗЛОДЕИ, ЗЛОДЕЯМ)
    113ЗНАК (ЗНАКОМ, ЗНАКАМИ, ЗНАКИ, ЗНАКОВ)
    41ЗНАКОМЕЦ (ЗНАКОМЦА, ЗНАКОМЦУ, ЗНАКОМЦЫ, ЗНАКОМЦЕВ)
    35ЗНАКОМИТЬ (ЗНАКОМИТ, ЗНАКОМЬТЕ, ЗНАКОМИЛ, ЗНАКОМЛЮ)
    97ЗНАКОМСТВО (ЗНАКОМСТВАМИ, ЗНАКОМСТВА, ЗНАКОМСТВОМ, ЗНАКОМСТВЕ)
    152ЗНАКОМЫЙ (ЗНАКОМ, ЗНАКОМЫХ, ЗНАКОМА, ЗНАКОМОЙ)
    75ЗНАМЕНИТЫЙ (ЗНАМЕНИТОМ, ЗНАМЕНИТОЕ, ЗНАМЕНИТОЙ, ЗНАМЕНИТАЯ)
    42ЗНАНИЕ (ЗНАНИЯ, ЗНАНИЕМ, ЗНАНИИ, ЗНАНИЙ)
    89ЗНАТЬ (ЗНАТИ)
    593ЗНАТЬ (ЗНАЛ, ЗНАЕМ, ЗНАЕТ, ЗНАЮ)
    191ЗНАЧЕНИЕ (ЗНАЧЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕМ, ЗНАЧЕНИЙ, ЗНАЧЕНИИ)
    102ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ (ЗНАЧИТЕЛЬНО, ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ)
    110ЗНАЧИТЬ (ЗНАЧИТ, ЗНАЧАТ, ЗНАЧИЛ, ЗНАЧИЛО)
    99ЗОЛОТАЯ, ЗОЛОТОЙ (ЗОЛОТЫЕ, ЗОЛОТОЮ, ЗОЛОТУЮ)
    27ЗРЕЛОСТЬ (ЗРЕЛОСТИ, ЗРЕЛОСТЬЮ)
    65ЗРЕЛЫЙ (ЗРЕЛОГО, ЗРЕЛ, ЗРЕЛЕЕ, ЗРЕЛА, ЗРЕЛОЙ)
    124ЗРЕНИЕ (ЗРЕНИЯ)
    38ЗРЕТЬ (ЗРЕЛ, ЗРЕЛИ, ЗРЯ, ЗРЕЛА, ЗРИМ)
    43ЗРИТЕЛЬ (ЗРИТЕЛЕ, ЗРИТЕЛЯ, ЗРИТЕЛЕЙ, ЗРИТЕЛЮ)
    28ЗУБ (ЗУБЫ, ЗУБОВ, ЗУБАМИ, ЗУБАХ, ЗУБА)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову ЗРЕЛИЩЕ (ЗРЕЛИЩЕМ, ЗРЕЛИЩА)

    1. Телема и Макар
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: со скукой тоже. Заснет он ночью крепким сном, Едва глаза свои зажмурит, — Поутру встанет молодцом, День целый после балагурит. В любви причудливой своей К Макару часто нестерпимой Была Телема: милым ей Хотелось быть боготворимой. Однажды, чем-то оскорбясь, Увлекшись живостью сердечной, В упреках горьких излилась Пред ним она. Макар безпечной Покинул бедную смеясь. Без друга скучно и уныло Тянулись дни. Из края в край За ним бежать она давай: Жить без Макара тошно было. Надежды детскою полна, Приходит в Царское она. Того-ли встретит, иль другова: „Не здесь-ли милый мой дружок? Макара нет ли дорогова?“ Никто без хохота не мог Услышать имени такова. — Какой Макар тобой любим, Как разлучилася ты с ним, Что он, голубушка, за диво? — Она в ответ нетерпеливо: „Нет лучше друга моего: Благоразумен, доброхотен, Веселонравен, беззаботен, Все любят искренно его; Не ненавидя никого, Он сам никем не ненавидим“. — Ступай, ответствовали ей, Здесь нет его: таких людей Мы при Дворе совсем не видим. Решилась далее итти Моя беглянка молодая; Заходит в Лавру по пути, Макара мирнаго найти В сей мирной пристани мечтая. Игумен ей: „Признаться вам, Его мы долго поджидали, Но, признаюсь, по пустякам: Приют от бурь житейских нам В замену стены наши дали“. Один неласковый чернец Сказал вертушке наконец: „О чем вы слепо возмечтали? Найдется-ль, полно, ваш беглец? На том он свете, мы слыхали“. Телему набожный мудрец Чуть не взбесил таким приветом: — „Его найду я, мой отец, Не безпокойтеся об этом. Нет, о Макаре дорогом Не понапрасну я тоскую: Одна я жизнь ему дарую! Не может быть он в мире том, Когда я в этом существую!“ „Но...
    2. Голубков Д. Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского. Параграфы XVI- XX.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: коих, к чести дворянства нашего, немного оказалось -- призывали на мятежников самые лютые пытки и казни. Большинство же судило -- втихомолку, натурально,-- о смягчительных обстоятельствах и полагалось на великодушие императора. -- Петр Андреич оттянул галстук и ожесточенно дернул шеей. -- Когда обнародовали манифест и конфирмацию приговора, всех ужасом окатило! -- Князь вдруг вскочил, резко двинув костлявыми, лопатками, будто его кнутом вытянули. -- Но чернь! Но жалкий, рабский народ наш! -- Полноте, зачем вы так? -- Затем, что боголюбивый народ наш счел несчастных своих предстателей шайкой разбойников и татей. Петр Андреич запальчиво мотнул серым вихром. -- Предстатели? -- задумчиво переспросил Баратынский. -- Но можем ли мы с успехом предстательствовать за народ, если Россия для нас необитаема? Мы не знаем ни ее, ни народа нашего. Мы робинзоны в своем отечестве. ... Вяземский подарил Настасье Львовне копию последнего письма Рылеева к жене. Настенька читала вслух, листок прыгал в ее пальцах, она то и дело взглядывала на мужа с выраженьем ужаса и кроткого укора. "Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись богу: он услышит твою молитву. Не ропщи ни на него, ни на государя: это будет безрассудно и грешно..." -- Нет, не могу больше,-- прошептала она, протягивая письмо. -- Почитай ты, мой друг... -- Не надо, ангел мой,-- тихо возразил он. -- Полно мучиться. Ничего изменить нельзя. Ничего. XVII С затаенной ревностью и некоторым испугом готовилась Настасья Львовна к приему жданного...
    3. Голубков Д. Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского. Параграфы I-V
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: отроку. За прудом начиналась роща, пышная и разлатая, но, не удержавшись на гребне угора, съезжала с лиственным бормотаньем в овраг, по склону которого зияли, черные пасти гротов и призрачно белели искусно выложенные руины. Парк и овраг влекли далеко, расставаться с ними не хотелось. Но грустью и легким ужасом веяло от косматых аллей и змеистых троп, внезапно ныряющих в задебренные глубины. Отец измыслил эту дикую меланхолическую красу -- она живуче разрасталась, цепляясь за сердце угрюмой прелестью сиротства и медленного запустенья. Особенно пленительна была здесь погожая осень. Но чем роскошней сиял золотой и лазурный день, тем непоправимей понималась разлука. Сухо сверкал остов фаворитной беседки отца, тоскливо звенел и стучал о коряги ручей, такой громкий в облетевшем ольшанике. И отрок спешил выбраться из рано вечереющего оврага. Но всякий раз, будто споткнувшись, он останавливался перед кленом, высоко вскинувшимся меж полунагих берез. Упорно держались на его узловатых ветвях клочья златозвездого облаченья; в сумерках словно столп густого сиянья восставал из темной земли, соединяясь с багровыми облаками. И скудный миткаль соседней осины, словно заражаясь этой гордою яркостью, играл светло и даже пламенно. И вспоминалось дрожанье свеч, и голубой дым ладана, глубокий блеск иконостаса. И шарканье грабель, шелест сгребаемой в аллеях листвы возвращали слуху вздохи и шепот родных, собравшихся помолиться за упокой души отставного генерал-майора Абрама Андреича Баратынского, преставившегося в Москве. Перед бельведером стояла стайка пиний, чудом прижившихся на чуждой почве. Они нравились ему. Он любовался округлыми очертаниями их кронок, благородным оттенком сероватой, как бы запепленной хвои: деревца родились в...
    4. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. Заключение
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: очевидный. Тем не менее ничего нет пагубнее в понимании искусства, чем прямое выведение эстетических явлений из наличного соотношения социальных сил и из исторической конъюнктуры, так как при этом игнорируется конвенциональность собственно художественного ряда. Поэтому еще раз повторим: романтическая коллизия — это вовсе не проекция в художественную плоскость какого-либо политического или социального «конфликта», но прежде всего соотношение персонажей друг с другом и с образом автора (повествователя). Романтическая коллизия строилась на особой постановке центрального персонажа, на особом роде его превосходства над другими персонажами — в отдельности, над фоном, окружением — в целом. И решающими оказывались не какие-либо высокие качества этого персонажа, взятые статично (обычная недифференцированность наших представлений о романтизме, когда «разность» героев и превосходство одного над многими абсолютизируются и выдаются за единственный решающий фактор), но его способность пережить определенный духовный процесс — процесс отчуждении, с более или менее повторяющимися типическими стадиями (наивно-гармонические отношения вначале, разрыв с обществом, бегство и т. д.). Этот процесс включает в себя часто преступление, «месть»; во всяком случае он всегда двузначен в моральном смысле, даже и тогда, когда персонаж избегает излишества мести, когда цели его одомашниваются, мотивировка отчуждения конкретизируется (как, скажем, в «Чернеце») и т. д. Все это отличает собственно романтический процесс отчуждения от более прямолинейной антитезы просветительского толка: просвещенный рыцарь истины и коснеющая в предрассудках чернь (главным образом — светская). Исследуя обширный художественный материал, мы видели, как русский романтизм с замечательным постоянством сохранял основную конструкцию конфликта,...
    5. Семенко И. М.: Баратынский. Поэты пушкинской поры. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: смерти любви. Не «недоуменье» и не «принужденье», а желанье смерти испытывает брюсовский герой: Смерть, внемли славословью! Ты — нетленно чиста! Сожигают любовью Твои уста. . . . . . . . . . . . С лаской строгой и нежной Наложи поцелуй. Уязви безнадежно И уврачуй. Фальшь мысли порождает стилистическую фальшь («наложи поцелуй» и т. п.). Напрасно пытался Брюсов «примкнуть» к Баратынскому; ему не помогли ни словесное заимствование из «Смерти» («ласка» — «ласкаешь тою же рукою»), ни столь частое в других стихах Баратынского «уврачеванье». В сборнике «Сумерки», вышедшем в 1842 году, одним из самых последних Баратынский поместил стихотворение «Осень» (1837) 57 . Поэт подчеркивал его особую значительность. Баратынский давно уже, с 1820 года, не писал так называемых монументальных элегий. Жанровая система отмирала в русской лирике. В лирике Баратынского начиная со второй половины двадцатых годов прочные прежде жанровые конструкции также рушились. В поэзии Баратынского тридцатых годов возникают жанры свободные, не традиционные. Наиболее характерно это именно для сборника «Сумерки». Однако в стихотворении «Осень» поэт тщательно воссоздает жанр описательно-медитативной элегии. И вот сентябрь! замедля свой восход, Сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зерцале зыбком вод Неверным золотом трепещет. Седая мгла виется вкруг холмов; Росой затоплены равнины; Желтеет сень кудрявая дубов, И красен круглый лист осины; Умолкли птиц живые голоса, Безмолвен лес, беззвучны небеса! Здесь достигнуто невозможное в XVIII веке совершенство каждого слова, но это лишь подчеркивает, выявляет вес старинной конструкции, ведущей в прочный «мир» классицизма, к...